Налоги не должны быть удавкой для бизнеса

Печать
Налоги не должны быть удавкой для бизнеса
Налоговая нагрузка и проблемы администрирования обязательных платежей всегда были в центре внимания российского предпринимательского сообщества

Особую остроту они приобрели для малого бизнеса, и особенно индивидуальных предпринимателей, в 2013 году, когда для последних были резко, практически в два раза, увеличены платежи в страховые фонды.

Ответом на это изменение стал уход ИП и других категорий субъектов малого предпринимательства из бизнеса. С 2010 года количество индивидуальных предпринимателей неуклонно сокращается. У всех на слуху и существенные цифры сокращения малого бизнеса в первом полугодии 2013 года (порядка 500 тыс.). В прессе такое сокращение квалифицируется как «обвал». Для России с ее и так слабо развитым малым бизнесом – это большая потеря. Причем, может быть, не столько фискального плана, сколько социально-экономического и институционального. Это особенно плохо, если вспомнить, какую роль играет малый бизнес в развитых странах.

Какие шаги в связи со сложившимся положением видятся по восстановлению хотя бы прежних масштабов малого предпринимательства, привлечению новых людей в бизнес, выходу из тени старых. В первую очередь это, конечно, решение вопроса по снижению страховых платежей для индивидуальных предпринимателей, у которых нет наемных работников. Принимается решение, по которому они смогут платить взносы исходя из одного МРОТ до тех пор, пока их годовой доход не превысит 300 тыс. рублей. В случае если их доход вышел за указанный предел, то необходимо будет заплатить 1% сверх этой суммы.

Это снижение, безусловно, следует только приветствовать. Однако спрогнозировать реакцию, особенно тех, кто уже ушел в тень, трудно по нескольким причинам. Во-первых, 300 тыс. рублей – очень скромная цифра годового дохода. Во-вторых, новый порядок уплаты взносов для ИП планируется ввести в действие лишь с 1 января 2014 года. Ранее депутатами Госдумы обсуждался вопрос о введении в действие поправки со второй половины 2013 года или даже задним числом. Остановились, на мой взгляд, не на самом лучшем варианте. Согласно ему те предприниматели, которые попали в затруднительное положение с уплатой взносов в 2013 году, получили рекомендации обращаться за займами в систему микрофинансовых организаций. Но практика показывает, что те, кто уже ушел в тень, очень неохотно возвращаются в легальный бизнес. Особенно это характерно для физических лиц, деятельность которых значительно труднее, да и, откровенно скажем, с меньшим энтузиазмом проверяется налоговыми органами. Эффект в виде доначислений несравним с проверками более крупных налогоплательщиков.

Неоднозначно, мягко говоря, предпринимательским сообществом воспринимается и подготовленный Минтрудом законопроект (в настоящее время он находится на согласовании с Минфином и Минэкономразвития России) о праве Пенсионного фонда России списывать деньги со счетов компаний без их согласия (по инкассовому поручению) в случае неуплаты взносов в добровольном порядке. Согласно законопроекту эта обязанность будет возложена на банки. За отказ предоставить ПФР запрашиваемые сведения предусматривается штраф в размере 20 тыс. рублей.

Есть и хорошие новости в части снижения фискального бремени по страховым взносам. С 2014 года Минтруд России планирует предельную сумму доходов, сверх которой страховые взносы в ПФР начисляют в размере 10%, поднять на уровень 1 млн рублей в год (в 2013 году – 568 тыс. рублей; в 2014 и 2015 годах планируется соответственно в размере 632 и 702 тыс. рублей).

Провальные для малого бизнеса решения по повышению ставок страховых взносов заставили власти прорабатывать для индивидуальных предпринимателей идею «налоговых каникул» с полным отказом от всех фискальных платежей сроком на 2 года. Однако в Минтруде идею отмены страховых платежей не поддерживают. Тем не менее и в таком виде введение указанной преференции было бы встречено ИП с радостью. Правда, нет пока ясности с тем, на кого распространится эта преференция: на всех новичков или только работающих на спецрежимах. Хотелось бы также отметить, что льготы «малышам» в виде освобождения от налогов в первые три года работы мы уже проходили – от них пришлось отказаться из-за распространенных среди налогоплательщиков злоупотреблений. По завершении установленного каникулами срока предприниматели ликвидировали свой бизнес и регистрировались заново с правом на данную льготу. Конечно, с тех пор прошло достаточно много времени и качество налогового администрирования существенно повысилось, в том числе за счет информационных технологий, но и налогоплательщики тоже не дремлют. Именно этот аргумент выставил Минфин, блокируя предложение по предоставлению налоговых каникул. Представляется, что приемлемое для всех сторон решение вопроса по организации администрирования этой льготы при нынешнем уровне электронной поддержки (в том числе создание общей электронной базы данных) работы налоговых органов и органов госрегистрации бизнеса может быть найдено.

Ната Марк, ТПП-Информ

Источник: http://www.tpp-inform.ru/

 

Новости Фонда

Специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"

Специальный налоговый режим   

 

 

www.ЗАБИЗНЕС.РФ

Главам субъектов Российской Федерации
 

О начале конкурсного отбора проектов на предоставление субсидии

Администрация Омутнинского городского поселения объявляет о начале конкурсного отбора проектов на предоставление субсидии, субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности.

Заявки принимаются с 06.09.2019 (с 08 ч. 00 мин. по местному времени) по 11.10.2019 ( до 16ч. 00 мин. по местному времени) включительно лично по адресу г.Омутнинск, ул.Юных Пионеров, 20, каб.10.

Подробная информация по телефону: 8 (83352) 2-40-33, 2-28-61

 

Выбор шаблона

omutfond